Сергей ЧУДИНОВСКИХ: «У спортсмена обязательно должен быть бойцовский характер»
Ни для кого не секрет, что в Высшей лиге, несмотря на её статус любительской, играет большое число профессиональных баскетболистов. В их числе и Сергей Чудиновских – игрок команды «Таурас-Феникс» и тренер «Олимпа-97». После очередного баскетбольного матча, на этот раз в ветеранской лиге, Сергей рассказал о том, как баскетбол стал делом его жизни, в чем разница профессиональных и любительских лиг и каково переключаться на работу тренера.
Судя по всему, играете далеко не в одной лиге. А в каких ещё турнирах сейчас участвуете?
С «Таурас-Фениксом» играем в ветеранской лиге, 35+. Еще за Центробанк по Невской Лиге- там проиграли в 1/4 и для нас сезон закончился. Плюс играл за финнов — ездили в Финляндию, я и Лёха Екимов. Там тоже закончился сезон в начале марта. Ну и все.
Когда и как пришли в баскетбол?
Как обычно, в то еще время тренера приходили в школы, в начале первого-второго класса предлагали записаться в спортивные секции. К нам сначала футболист какой-то пришел, потом ещё кто-то, а потом пришла женщина — мой первый тренер по баскетболу – Семашко Нина Николаевна. Я был невысокого еще роста, но у меня были большая кисть и стопа – она сказала, что я ещё вырасту, и позвала на баскетбол. На первую тренировку пошли вместе с младшим братом. Одна тренировка, вторая – не понравилось. Плакали, что больше ходить не будем. Но отец сказал, что надо хотя бы ещё раз, чтобы решить точно. Я ещё с детсва любил соревновательные игры, а третья тренировка такая и оказалась – бегали эстафеты. Тогда мне понравилось, и я продолжил ходить. Брат тоже занимался долго, но в профессиональный спорт не пошел.
Больше уже сомнений не было?
Спустя три года я завязал было с баскетболом. У нас появилась игровая приставка, и неделями мы с товарищем не ходили на тренировки, как говорится, «забили» на них. Тренеру говорили, что учебой заняты, не успеваем. А тут кто-то из родителей поднял трубку, когда звонила тренер, и всё выяснилось, что мы сидим играем в приставку. На следующей тренировке нас перед всеми отчитали, и с тех пор я больше не бросал тренироваться.
Были тогда кумиры среди баскетболистов?
Был любимый игрок – он уже давно не играет. Клайд Дрекслер из Портленда. Потом он перешел в Хьюстон, и они чемпионами стали. Там команда приличная у них была, но больше всех нравился именно Дрекслер.
А «баскетбольные» друзья и товарищи из детства остались? Многие из них связали свою жизнь со спортом?
С детской комады друзья остались, но почти не видимся с ними. Иногда созваниваемся, но у всех дела. У меня тоже то игра, то тренировка. Из тех, с кем я играл, на данный момент нет ни одного, кто занимается баскетболом. Был один, но он завязал после травмы лет 5-6 назад.
Родители, особенно мама, не были против такого увлечения баскетболом?
Родители относились к баскетболу положительно. Главное, что не по улицам шатаюсь, а занят чем-то. Одно время ещё ходил в шахматный клуб. Но со второго класса уже только баскетбол. Хотя помню, мне всегда нравилось ещё в футбол погонять.
А учеба не страдала из-за тренировок?
Страдала, конечно. Потому что с восьмого класса я уже начал ездить на тренировочные сборы. Меня взяли в сборную города, были постоянные разъезды на матчи. А с 9 класса уже попал в сборную России и меня в школе не было по две-три недели, но поблажки делали, на другом счету был – так и учился. Так и в институт имени Лесгафта поступил – даже толком не сдавал экзамены. Тогда как раз были Всемирные юношеские игры 1998 года, где мы заняли второе место. И первые два вступительных экзамена поставили сразу «5-5» по спортивным каким-то предметам. А математику и биологию кое-как на тройки сдал. Полгода учился, а потом уехал в пермский «Урал-Грейт». Меня тогда учеба мало интересовала.
В каких профессиональных командах ещё успели поиграть за всю карьеру?
Долгое время играл в Красноярском «Енисее». В сезоне 2003-2004 уехал в питерский «Спартак». Он тогда прозибал на самом дне в Суперлиге А, и всех питерских собирали туда. Но это было уже после Красноярска. Я даже с ними тогда подписал контракт на третий сезон, но позвонили из «Спартака». Решил, что дома стоит попробовать, тем более, лига повыше. А Красноярск не хотел отпускать, и пришлось договариваться, чтобы я сам за себя платил трансфер. Но в Питере, как обычно, не было зарплаты по 3-4 месяца. И в середине следующего сезона меня опять звал Красноярск. Тогда уже уехал туда на пять лет.
Каким вообще был уровень у Красноярской команды?
Начинала команда в Суперлиге Б. Потом два года «Енисей» играл в Суперлиге А. Она по уровню почти, как нынешняя Единая лига ВТБ, но там участвовали все российские команды – не было иностранных. Один год я отыграл полностью, а в другом сезоне был на площадке всего 11 минут. Пришел тренер иностранец и на мою позицию привел с собой тоже двух иностранцев, плюс взяли одного молодого перспективного игрока. Месяца три я не был заявках на игру, на тренировках тоже выпускали не всегда. И я сам попросился в дубль команды, где играют ребята до 21 года, но троих человек можно старше – вот мы втроем из основной команды туда и пошли. Тренировались нормально, играли минут по 40 без замен. А на следующий сезон мне позвонили с Иркутска, из команды «Иркут» — позвали на вторую позицию. Тут я чаще играл первого, а вообще второго играть больше люблю, и я согласился. И там тоже игровая практика была минут по 30. Но это снова была Суперлига Б.
Какой сезон в карьере можете считать самым удачным?
Не могу назвать самый удачный сезон. Лучше скажу про самый дружный коллектив. На мой взгляд, самый дружная команда была в «Урал-Грейте». Возможно, это просто был первый сезон, когда я уехал из Питера. Но этот сезон был очень яркий, много воспоминаний осталось. Команда была очень сплоченная. В том же Красноярске мы вроде тоже были дружные, но бывало, что «группировками»: двое-трое так вот, трое-четверо так вот. В Иркутске первый год было очень хорошо. Часто, если куда-то шли, то собирались все вместе. После каждой игры сидели обсуждали матч, иногда даже с подругами и женами. На второй год половина ушла и с финансами в клубе было уже не очень. Поэтому так: сезон в «Урал-Грейте» и один сезон в Иркустске были самыми хорошими.
А сами города, где довелось поиграть, нравились?
В Красноярске сначала не нравилось, а потом он мне стал ближе — всё-таки долго там играл. Разница во времени ещё была четыре часа: вроде иду уже на тренировку, а по Питеру это полтретьего утра. Но привык к городу, друзья там появились. Вообще ко всему ведь привыкаешь. Там, например, всё время холодно – зимой минус 40. Но это переносится гораздо легче, чем тут минус 25. Наденешь там по три вещи на себя, лицо морозит, но терпимо. Сюда, помню, приехал на Новый год, а тут 25 мороза – такая холодина, хотелось даже обратно в Красноярск. Пермь я особо не видел, потому что играли в маленьком городочке рядом. Иркутск не очень, конечно, мне понравился. Там в центре города много деревянных домов, а новые районы все на окраине. Курск более-менее такой, небольшой, но неплохой.
После завершения профессиональной карьеры сразу стали играть в Высшей лиге? Как оказались в «Таурас-Фениксе»?
Хотелось уровень поддерживать, играть где-то . Позвонил Александр Юрьевич Гальцев из «Таураса» и пригласил на беседу в команду. Меня ещё «Константа» сначала хотела к себе позвать, но в «Таурасе» условия были чуть получше, перспектив было больше. Так с прошлого сезона начал играть в «Таурас-Фениксе» и в Высшей лиге.
В чем отличие профессиональных и любительских лиг, кроме уровня игры?
Подход к делу. Конечно, не у всех, но всё-таки там ты играешь за зарплату. Чуть что сделал не так – тебя штрафанули. А здесь то пришел, то не пришел. Но и в «Олимпе», и в «Таурасе» есть такое, что за отсутствие – штраф , опоздал три раза – штраф. Конечно, если меня предупреждают игроки, что задержутся на конкретное время, то ничего страшного. А вот в прошлом году в Первой лиге то 3 человека на тренировку придут, то 5. Там платили только за игры – получалось так, что на матч все 16 человек хотят, а на тренировки не ходят. Сейчас ввели новую систему, с месячным окладом, зато со штрафными санкциями. На тренировках теперь по 16-18 человек!
Каким показался уровень именно Высшей лиги?
Есть и команды, с которыми можно побиться-побороться, включиться на полную, скажем так. Правда, это всего 7-8 игр за год. Мы больше, бывает, зарубаемся на тренировке между собой. А вообще, я так понимаю, что организация пошла вверх – вступили в МЛБЛ. Может, будет поинтереснее. Было бы неплохо поиграть не только на чемпионате города или страны среди любительских команд, но и на более масшатбном уровне, чемпионате Европы, например.
Когда и как начали тренировать «Олимп-97»?
Решил совмещать работу игрока с тренерской работой. Когда играл в Курске, у меня было такое условие, что один год я играю, а потом остаюсь работать вторым тренером в этой команде. Но так получилось, что по знакомству пришла женщина на это место. Тогда пообещали, что ещё через годик буду вторым тренером стопроцентно. И я стал как бы играющим тренером, потому что эту женщину толком никто не слушал. Сезон закончился и выяснилось, что мужской команды вообще больше в Курске не будет. Бегать что-то искать не было особо смысла – везде всех набрали, да и возраст уже был 34 года. Решил завязать с баскетболом и остаться в Курске вместе с семьей. А потом позвонили из Питера, предложили тренировать «Олимп-97». На семейном совете мы решили, что переберемся в Питер, осядем в родном городе. Так и согласился. В прошлом году играли в Первой лиге, сейчас вот в Высшей.
Есть какие-нибудь сложности в том, чтобы быть и тренером, и игроком в одной лиге?
Нет, пока две игры не совмещаются. Прошу демартамент, чтобы не ставили в один день или хотя бы делали разницу во времени. Но вообще в этом году такого не было.
А если бы вдруг совпали, то на какой матч бы поехали?
Выбрал бы матч, где я нужнее. Если «Таурас» будет играть не с другим лидером, например, то они и без меня смогут справиться, и я буду с «Олимпом».
Быстро втянулись в тренерскую работу? Ведь наверняка нужно как-то иначе смотреть на игру.
Поначалу было сложновато. Волновался немного, а потом месяца через два-три привык. А сначала я даже не знал, как их тренировать толком. Начинал вспоминать, как меня тренировали, упражнения, задания. Воображение начало включаться, где как сделать, свое видение стало раскрываться. Какие-то тренерские мысли пошли, задумки. Для меня главное, чтобы была дисциплина. Не люблю, когда постоянно опаздывают, спорят. Стараюсь это присекать.
А вы какие важные тренерские советы получали от своих наставников, которые реально потом помогали?
У меня, когда я еще играл, в голове всегда крутился совет моего первого тренера. Она говорила: «Пока тренер не видит, халявь». Потому что если ты будешь делать всё, что дают тебе тренера, то будет очень тяжело. Если это не вредит сильно результату, то можно на тренировке схалявить. Может быть, это, конечно, плохой совет, но игогда мне помогал. Например, когда в Красноярске сначала со штангой приседали максимальный вес, а потом выходили и бегали 9 раз по 200 метров, то уже просто нехорошо становилось от этих бегов.
Какие физические качества важны именно для баскетболиста?
Само собой, рост и скорость. А главное – быстрота мышения. Бывает так, что человек носится как сумасшедший, стометровку пробежит…не быстрее Болта, конечно, но, в общем, очень быстро пробежит, а «по голове» немножко отстает. Соостветственно, у него ноги опережают голову, а это плохо. Тут надо, чтобы все было в меру и своевременно. Больше нужно думать головой, не делать лишних шагов. Иногда достаточно одного, чтобы перекрыть кого-то, занять нужную позицию. А тупо носиться – это, скорее, дворовой баскетбол. Как тренер, пытаюсь сделать так, чтобы мои парни именно больше думали головой. Хотя физика тоже важна.
А когда и как игроку подбирается амлуа?
Это по-разному. В дестве, бывает, играешь в одном амплуа, а потом меняется ситуация. Много зависит от роста – кто-то резко вымахал, а кто-то остановился. Мой первый тренер делала так, что все могли играть на разных позициях, от первого до пятого номера. Может быть, кто-то один самый маленький играл первого, но остальные на любых. Хотя нас было мало, и не хватало скамейки. Поэтому занимали всё время третье-четвертое место по городу.
Для успеха команде, кроме мастерства, нужна же ещё и хорошая внутренняя атмсофера. Как её поддерживать?
В команде атмосфера – самое главное. Как тренер стараюсь, чтобы не ругались. А ругаются постоянно: особенно старички на молодых. Нужно, чтобы больше подсказывали, а не ругали – ругать их я буду. Поддержка партнеров должна быть на площадке, а когда все друг на друга кричат – это нехорошо.
В «Олимпе» и «Таурасе» коллективы дружные?
В «Олимпе» вне площадки ребята дружат. Но я так понимаю, что тоже молодежь отдельно, старички отдельно. В «Таурасе» почти такая же тема. Все общаются, вечера проводятся, банкеты. Но бывает, что и там кричим друг на друга на играх. Но выходишь с матча и то, что было на игре, оставляешь там. А если наоборот, поругался с кем-то вне площадки, то на игре это не должно сказываться, на время матча надо забыть об этом. Если все переносить с одного на другое, то это очень плохо и для команды, и для самих игроков.
А у отдельного спортсмена какие должны быть черты характера, чтобы успешно играть?
У спорстмена обязательно должен быть бойцовский характер, дух. Если его не будет, то не будешь биться. Нужно выкладываться, когда тренер выпускает. А тренер ведь должен решать, кому и сколько играть в зависимости от соперника и стиля его игры.Некоторые начинают обижаться, если сыграли мало или вообще не выпустили в матче на площадку, поменяли. А психология у игрока должна быть такая, что если ты вышел даже на минуту, то эту минуту надо отыграть на максимуме. А у некоторых такое отношение, мол, устал, шнурки развязались, не пойду играть. В мое время тренер за такое ругался бы, наверное, дня два.
Какие качества, наоборот, в спорте, да и в жизни мешают? Вот вам, например. И как с ними бороться?
Мешает только если лень. Нужно какие-нибудь дела себе придумывать: по мелочи — по мелочи, а время с пользой проходит. Ничего более серьезного от лени себе не придумал. Наверное, если работать с 9 до 6, то такой проблемы и не будет.
А сколько времени сейчас отнимает работа?
У меня в данный момент баскетбол занимает всю вторую половину дня – тренировки или игры.
В свободное от баскетбола время чем занимаетесь?
Можно днем в кино сходить, если у жены выходной. Когда тепло, то можно и на природу съездить. А зимой тут и гулять даже не охота. Хотя когда снежные дни, то выходим с дочкой, снеговика лепим.
Кстати, близкие люди разделяют любовь и интерес к спорту?
Увлечение баскетболом разделяет отец. Дочка любит ходить со мной на тренировки, по поляне там бегать. Когда есть поддержка в семье – это большой плюс. Но второй половине, если она не спорстменка, например, бывает тяжело понять увлечение тем же баскетболом. Поддержка нужна, без нее никуда. Отец меня вот и в дестве водил на тренировки, на турниры и чемпионаты всегда приезжал.
А какие-нибудь другие виды спорта любите?
Буквально два дня назад смотрел кёрлинг – женскую сборную нашу на чемпионате мира. Лигу чемпионов смотрю. Хоккей мне не очень нравится, если честно. Новости какие-то знаю, но не слежу за ним. Теннис большой люблю смотреть. Даже пару раз сам играл. Правда, ноги очень устают. Другая там работа ног, чем в баскетболе, сразу нагружаются икроножные мышцы. То же самое с волейболом – только начал играть, попрыгал, а уже чуть ли не сводит мышцы от нагрузки.
За какими баскетбольными командами и лигами сейчас следите?
Раньше болел за Хьюстон, за Бостон. Сейчас иногда смотрю, когда показывают по телевизору. А болеть не болею особо. Про «Зенит» знаю кое-какие новости, результаты игр, хотя недавно даже ходил на матч. В Невской лиге дали два пригласительных, сходили с женой. А до этого ни разу на «Зените» не был! Хотя и на «Спартак» то не хожу. В других городах ходил и на футбол, и на хоккей, потому что надо было заняться чем-нибудь, на выходных делать нечего. С одной стороны, команды и лиги не особо сильные, с другой — болеют за них очень страстно. В маленьких городах это настоящее событие, весь город живет этим.
А какой была зрительская поддержка у баскетбольных клубах, в которых играли?
В «Урал-Грейте» зал был маленький, но он набивался всё время. Там организация была красивая: перед каждым матчем ролики про команду показывали, нарезки со старых игр — атмсофера приятная. В Красноярске играли сначала тоже в маленьком зале, он нормально заполнялся. А потом перешли в большой, и там те же 150 болельщиков были в зале на три тысячи –создавалось впечатление, что ходят два человека. Сейчас, вроде, там много зрителей бывает. В Иркутске вот почти полный зал был всё время. Когда тебя трибуны гонят, ты догоняешь противника, адреналин получаешь. Сейчас, конечно, не хватает зрительской поддержки.
Какое событие было самым ярким в карьере?
Много хороших моментов было. Становились с «Енисеем» чемпионами России в Суперлиге Б. Стали вице-чепионами Европы со сборной России в 1997 году, второе место на Юношеских играх в 1998 – американцам в овертайме проиграли. В Красноярске забил как-то раз через центрового сверху с фолом, тоже запомнилось. Все победы были яркие. Особенно, которые не обыденные. Были и обидные поражения.
А не из игровых?
Когда были на закрытии Олимпийских игр в Лужниках. На открытии тоже было интересно, но на закрытии мы шли круг по стадиону и атмосфера чувствовалась особенная, приподнятая. А ещё один раз, когда играл за «Спартак», на выездном матче в Екатеринбурге девушка после игры подбежала и начала просить майку. А я тогда и не особо отличился в матче. Оказалось, что у нее такая же фамилия. Майку, правда, не отдал — у нас была ещё одна выездная игра впереди, мне было бы не в чем тогда играть.
Может, какие-то личные рекорды были?
Когда играл за школу, мы участвовали в чемпионате района. И выиграли в овертайме у спортивного класса баскетбола, правда, они были на год младше. Но у нас только я и брат играли, а остальные совсем уж любители. Выиграли 85:80 – я забил 70 очков, еще 10 брат, а остальные пять. Это мой рекорд по результативности.
В следующем сезоне в планах так же «Таурас-Феникс» и «Олимп-97»?
Не буду ничего загадывать. Посмотрим, что мне скажут в командах. Но надеюсь, что все будет так же.
Если бы не баскетбол, то чем ещё хотели бы заниматься в плане профессии?
Как же часто я слышал этот вопрос! Очень часто. А вот не знаю. Мне было 8 лет, когда я начал играть в баскетбол, а сейчас мне 36, до сих пор занимаюсь баскетболом.
Яна ААБ,
корреспондент Высшей Лиги